Цель: формирование лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, диалогической и монологической речи через расширение элементарных представлений воспитанников о космосе.
Образовательные задачи: уточнить представления детей о космическом пространстве; пополнить представления детей о характеристиках звезд, дать представление о солнце, как о звезде – источнике тепла;
Речевые задачи:
словарь: активизировать в речи детей слова, обозначающие названия космических объектов, предметов, явлений, их характерных признаков; упражнять в подборе слов с противоположным значением (антонимов);
грамматический строй речи: упражнять в словообразовании; упражнять в соблюдении ритма слов и движений; закреплять умение образовывать имена прилагательные от имен существительных; закреплять умение согласовывать слова в предложении; формировать умение координировать речь с движениями, развивать чувство ритма;
звуковая культура речи: совершенствовать артикуляционный и голосовой аппарат, речевое дыхание, фонематический слух; уточнить и закрепить правильное произношение звуков [р], [рь], [с], [ш], [ч] изолировано, в слоге, в словах; формировать умение выделять из группы слов слова с заданным звуком [р], [рь], развивать умение произносить слова с выделением заданного звука, различать на слух твердые и мягкие звуки [р], [рь]; продолжать формировать умение делить слова на части, определять количество частей в слове на слух; закреплять навыки правильного звукопроизношения, выразительного интонирования речи, умение пользоваться умеренным темпом речи, совершенствовать дикцию детей;
связная речь: формировать умение строить простое полное предложение с заданным словом; развивать умение вести диалог на основе описательного рассказа, умение разгадывать загадки; упражнять в придумывании событий изображенных на картинках, формировать умение пересказывать небольшой по объему текст фантастического содержания, сохраняя последовательность событий с наглядной опорой; развивать словесное творчество.
Воспитательные задачи:
Воспитывать познавательный интерес, нравственные качества личности, умение работать в команде.
Используемые приемы, методы, технологии обучения:
- развивающие;
- игровой;
- словесный;
- использование наглядности (мультимедиа).
Оборудование: макет космической ракеты, элементы костюмов космонавтов, светящийся шар, макет послания, карточки с картинками на определение количества частей в слове (дидактическая игра «Поиграем со словами»), карточки с предметными картинками для определения звука [р] и [рь] в слове, обруч красного цвета, обруч зеленого цвета, (дидактическая игра «Космическая еда»), дидактическая игра «Вкусное чаепитие», дидактическая игра "Последовательность событий" ("космические истории"), силуэты звёзд, макет звёздного неба, мультимедийная установка, мольберт, мяч, аудиозаписи.
Предварительная работа: беседа «Воздушный транспорт», рассматривание иллюстраций энциклопедии «Космос», дидактические игры на развитие фонематического слуха, слухового восприятия, звуковой культуры речи, грамматического строя речи, разучивание скороговорок и чистоговорок, логоритмических упражнений, просмотр цикла научно-познавательных роликов "Космическая азбука"
Ход занятия
Начало занятия
Воспитатель дошкольного образования (В.д.о.): Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети (Д): Здравствуйте.
Эмоциональная настройка
Задачи: воспитывать познавательный интерес, нравственные качества личности, умение работать в команде.
В.д.о.: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Д: Хорошее, радостное, веселое.
В.д.о.: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Проблемная ситуация: «Необычный предмет»
Задачи: уточнить представления детей о космическом пространстве; пополнить представления детей о характеристиках звезд; активизировать в речи детей слова, обозначающие названия космических объектов, предметов, явлений, их характерных признаков.
В.д.о.: ребята, сегодня по дороге на работу я нашла необычный предмет. Как вы думаете, откуда он мог появиться? (Ответы детей). Его кто-то бросил? Его кто-то потерял? Он от чего-то откололся? Он мог упасть с неба? (Ответы детей).
В.д.о.: вы знаете если в ясную, безоблачную ночь посмотреть вверх, то взгляду предстанет великолепная картина звездного неба. Тысячи мерцающих разноцветных огоньков складываются в причудливые фигуры, завораживая взор. В древности люди считали, что это горят фонарики, закрепленные на хрустальном небесном своде. Сегодня все мы знаем, что это не фонарики, а звезды. А что такое звезды? Почему они светят и как далеко от нас они находятся? Как рождаются звезды и как долго они живут?
Музыкальное сопровождение (М.) 1
Звучит сигнал SOS (Включается шар)
- «Внимание, внимание! Всем космическим кораблям! Тревога! В космическом пространстве на огромной скорости пролетел неопознанный летающий объект и разбил одно из созвездий, в котором была зашифрована ТАЙНА ЗВЕЗД! Все звезды этого созвездия рассыпались по всему космическому пространству! Помогите собрать звезды обратно в созвездие и разгадать тайну звезд!»
В.д.о.: Ребята, я поняла, это из космоса нам кто-то передал послание. Очень интересно, что же это за тайна звезд? Вы хотите ее разгадать!
Д: ДА!
В.д.о.: А для этого ребята нам с вами нужно совершить путешествие в космическое пространство. Кто может нам рассказать, что такое космическое пространство?
Д: космос это огромное пространство без конца и края, которое окружает нашу планету. В этом пространстве движутся огромные звездные скопления и отдельные звезды, вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеориты. Космос хранит очень много тайн!
В.д.о.: Скажите, на чем можно отправиться в космическое пространство? Может быть на поезде? Или на самолете?
Д: В космос можно отправиться на космическом корабле!
В.д.о.: Правильно, ребята, в космос космонавты летают на космических кораблях с космодрома.
Артикуляционная гимнастика
Задачи: развивать чувство ритма; совершенствовать артикуляционный и голосовой аппарат, речевое дыхание, фонематический слух; уточнить и закрепить правильное произношение звуков [р], [рь], [с], [ш], [ч] изолировано, в слоге, в словах; закреплять навыки правильного звукопроизношения, выразительного интонирования речи, умение пользоваться умеренным темпом речи, совершенствовать дикцию детей.
В.д.о.: В космическом путешествии нас ждет много интересных заданий, при выполнении их вам нужно будет давать полные и четкие ответы, предлагаю пройти спецподготовку – потренировать свой язычок.
Чу – чу – чу, в космос полететь хочу!
Им – им – им, на космолете полетим!
Ды – ды – ды, долетим мы до звезды!
Ой – ой – ой, затем вернемся мы домой!
Словесная игра «В полет»
Задачи: формировать умение координировать речь с движениями, развивать чувство ритма.
В.д.о.: Готовы!? (да). Тогда отправляемся в полет.
В.д.о.: Всем приготовиться к запуску ракеты!
Д: Есть приготовиться!
В.д.о.: Пристегнуть ремни!
Д: Есть пристегнуть ремни!
В.д.о.: Запустить двигатели!
Д: Есть запустить двигатели!
В.д.о.: Включить контакты!
Д: Есть включить контакты!
В.д.о.: 5, 4, 3, 2, 1. Пуск!
М.2
Логоритмическое упражнение: «Космос ждет!»
Задачи: развивать общую, артикуляционную моторику, тренировать способность ориентироваться в пространстве; выработать точные скоординированные движения, связанные с речью.
Вступление
|
Дети сидят на корточках в 2 линии
|
На слова космос ждет, все в полет
|
Дети встают и рисуют рукой в воздухе над головой образ полета
|
Посадили дядю юру в быструю ракету, чтобы облетел на ней целую планету
|
Чередуют движения «баба яга» - «бабочка»
|
С космодрома ближе к звездам улетает юра
|
Имитируют ступеньки к звездам руками
|
Нам помашет, нам помашет юра с байконура– 2р.
|
Машут поочередно правой и левой рукой «привет»
|
Если очень захотеть можно в космос полететь,
|
Перестраиваются в круг имитируя взлет ракеты, поочередно вправо, влево, один ребенок перемещается в центр
|
Если очень захотеть можно в космос полететь
|
Имитируют взлет ракеты, движутся высоко поднимая колени вокруг себя
|
Полететь, захотеть.
|
Опускаются на одно колено, имитируя взлет в космос
|
Основная часть
Уточняющая беседа о космическом пространстве
(диалог с ребёнком в стихотворной форме).
Задачи: уточнить представления детей о космическом пространстве; активизировать в речи детей слова, обозначающие названия космических объектов, предметов, явлений, их характерных признаков.
В.д.о.: ребята, мы с вами находимся в космическом пространстве. Обратите внимание, какая красота вокруг. А, вы знаете, ребята, что такое космос?
Ребенок: Верно, а что мы знаем о нём?
Ребёнок: Вот звёздное небо! Что видно на нём?
Ребенок: Звёзды там светят далёким огнём!
Ребёнок: Только ли звёзды на небе сияют?
Ребенок: Нет! Среди звёзд там планеты блуждают!
Ребёнок: Как так блуждают? Дороги не знают?
Ребенок: Нет! Это, кажется, будто блуждают!
Все они – Солнца большая семья.
И под влияньем его притяжения
Вечно творят круговые движения!
В.д.о.: Для этого вам нужно выполнить ряд заданий. За каждое правильно выполненное задание мы с вами будем получать одну подсказку-звезду. Главная наша задача работать дружно, не торопиться, быть внимательными. Внимание первое задание!
Дидактическая игра «Космическая еда»
Задачи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [р], [рь]; формировать умение выделять из группы слов слова с заданным звуком [р], [рь], развивать умение произносить слова с выделением заданного звука, различать на слух твердые и мягкие звуки [р], [рь].
В.д.о.: Ребята, конечно, космонавтам нужно хорошо питаться, но еду они сами себе не готовят. Они получают уже готовую пищу, упакованную в тюбики на специальной фабрике, тарелками в космосе не воспользуешься. Космическая пища довольно разнообразная, ее космонавты выбирают себе сами. Вот и мы сейчас с вами выберем себе пищу. Но ваша задача выбрать тюбик с едой в названии которой есть звуки [Р] или [РЬ]. В каком месте слова слышится звуки [Р] или [РЬ]? Вначале слова, в середине или в конце? (ответы детей). Молодцы, справились с заданием и получаем первую подсказку-звезду (звезда появляется на экране). Внимание второе задание!
Речевая игра «Скажи-наоборот»
Задачи: упражнять в подборе слов с противоположным значением (антонимов).
В.д.о.: Ребята мы сейчас с вами поговорим о том, каким должен быть настоящий космонавт. Я буду называть вам качества космонавта, а вы скажите наоборот.
Я думаю, что космонавт ленивый — трудолюбивый
Злой — добрый
Слабый — сильный
Медлительный — быстрый
Неряшливый — аккуратный
Грустный — веселый
Нервный — спокойный
Старый — молодой
Трусливый — смелый
Неуклюжий — ловкий
В.д.о.: Молодцы! Все качества, которые вы перечислили, присущи космонавту. С этим заданием вы справились и получаете вторую подсказку-звезду (звезда появляется на экране). Чтобы продолжить наше путешествие по космическому пространству нам нужно отдохнуть.
М.3
Динамическая пауза
Ритмодикламация «Марсианские каникулы»
Задачи: упражнять в соблюдении ритма слов и движений; формировать умение координировать речь с движениями, развивать чувство ритма; закреплять навыки правильного звукопроизношения, выразительного интонирования речи, умение пользоваться умеренным темпом речи, совершенствовать дикцию детей.
Вступление
|
Дети стоят боком руки скрещены перед собой поочередно поворачиваются вперед лицом, ноги на ширине плеч
|
У нас говорят: все дороги на свете
Всегда обязательно
|
Делают круговые движения вытянутой правой рукой против часовой стрелки
|
К марсу ведут
|
Резкое движение к груди и от себя
|
Мы рады вас встретить на красной планете в две тысячи триста
|
Делают круговые движения вытянутой левой рукой против часовой стрелки
|
Четвертом году
|
Резкое движение к груди и от себя
|
Проигрыш
|
Взмахи вытянутыми руками вверх по диагонали в правую, затем левую сторону - 8р.
Выполняют имитацию движения «млечный путь» поочередно вправо, затем влево - 1р.
Рисуют круговые движения в воздухе одновременно двумя руками
|
Припев:
Мы обычные земные дети
|
Подскоки
|
И не отличаемся от вас.
|
Качалочка вправо - влево
|
Просто мы летаем на ракете,
В дни каникул на веселый марс.
|
Имитируют стрельбу из лука поочередно в правую и левую сторону
|
Проигрыш
|
Выполняют пружинку на правой, затем на левой ноге
Выполняют упражнение «мишура»
Выполняют одновременно упражнение «бабочка» + «пружинка»
|
Теперь мы устроим такое веселье
Что звезды гирляндами космос зажгут
|
Режут руками, согнутыми в локтях воздух, двигаясь вверх
|
И все астероидные карусели
На марс фейерверком цветным упадут
|
Выполняют волну поочередно правой и левой рукой
|
Проигрыш
|
Выполняют движение поочередно двумя ногами «педали»
Делают взмахи вытянутыми руками
Рисуют круговые движения в воздухе одновременно двумя руками
|
Припев:
Мы обычные земные дети
|
Подскоки
|
И не отличаемся от вас.
|
Качалочка вправо - влево
|
Просто мы летаем на ракете,
В дни каникул на веселый марс
|
Имитируют стрельбу из лука поочередно в правую и левую сторону
|
В.д.о.: Отдохнули, силы восстановили, продолжаем наше космическое путешествие. Внимание третье задание.
Упражнение на развитие речевого дыхания «Вкусное чаепитие»
Задачи: упражнять в словообразовании; закреплять умение образовывать имена прилагательные от имен существительных; закреплять умение согласовывать слова в предложении; совершенствовать артикуляционный и голосовой аппарат, речевое дыхание.
В.д.о.: Уважаемые космонавты, давайте присядем за стол и выпьем по чашке вкусного чая! Будьте осторожны! Чай горячий! Давайте его остудим, Набираем воздух через нос и выдуваем его на чай через рот! И еще раз! И еще раз. Молодцы! А я дети заметила, что у вас в чашках налит разный чай! Даша, скажи, какой у тебя налит чай? Только ответить нужно полным ответом.
Д: В моей чашке налит малиновый чай (И т.д. по количеству детей).
В.д.о.: Молодцы, справились с заданием, и вы получаете третью звезду-подсказку (звезда появляется на экране).
Дидактическая игра «Поиграем со словами»
Задачи: продолжать формировать умение делить слова на части, определять количество частей в слове на слух.
В.д.о.: Ребята, для выполнения следующего задания, нам необходимо подойти к столу. (Воспитатель обращает внимание детей на экран). Посмотрите, перед каждым из вас лежит картинка. Вам нужно назвать, что на ней изображено (ответы детей). Молодцы! Теперь каждый посмотрите на свою картинку и определите, сколько частей в вашем слове. У кого в слове 2 части займите место в зеленом домике, у кого три части займите место в красном домике.
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам
На какую захотим –
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим, места нет! (дети занимают любое место)
робот, глобус, звезда, скафандр, Луна (месяц)
ракета, телескоп, космонавт, луноход, космодром
В.д.о.: Давайте проверим, правильно ли вы заняли свои места? Что нарисовано на твоей картинке…..? (робот). Отхлопай нам слово ро-бот. Сколько частей в этом слове? (две) Правильно ты занял свое место? (я занял зеленый домик) и т.д. Составь предложение с этим словом (дифференцированный подход). Молодцы у нас получилось выполнить это сложное задание, и мы получаем еще одну звезду-подсказку.
Дидактическая игра «Космические паззлы»
Задачи: формировать умение строить простое полное предложение с заданным словом; развивать умение вести диалог на основе описательного рассказа; упражнять в придумывании событий изображенных на картинках, формировать умение пересказывать небольшой по объему текст фантастического содержания, сохраняя последовательность событий с наглядной опорой; развивать словесное творчество.
В.д.о.: Ребята, скажите вы любите фантазировать. (Ответы детей). Следующее задание потребует от вас фантазии и воображения. Я сейчас вас разделю на две команды, первая команда будет работать за этим столом, вторая команда за другим. Рассмотрите внимательно картинки, которые лежат на вашем столе. Подумайте, как можно сложить эти картинки в правильной последовательности, что было сначала, а что потом (дети складывают историю). Молодцы! А теперь включаем фантазию и воображение. Каждой команде необходимо составить фантастическую историю по картинкам. Чтобы ваша история получилась интересной и увлекательной нужно работать в команде дружно, не перебивая друг друга.
(Воспитатель предлагает зачин истории поочередно двум командам, дети друг за другом по цепочке продолжают ее, добавляя свои предложения). Воспитатель предлагает одному из детей каждой команды обобщить получившуюся историю. Молодцы у вас получились очень интересные истории, и мы с вами получаем пятую звезду-подсказку.
Воспитатель обращает внимание детей на экран, на котором появляется созвездие Малой медведицы.
В.д.о.: Ребята, кто может сказать, как называется это созвездие?
Д: Это созвездие называется Малая медведица.
Заключительная часть
В.д.о.: Правильно! Но интересно, какая же тайна в нем зашифрована?
М.4, 5
Включается шар с записью и указывает детям на сверток.
- «Земляне мы получили сигнал, что вы справились со всеми заданиями и разгадали созвездие Малой медведицы. Молодцы. А сейчас мы проверим, отгадаете ли вы наши космические загадки. Сможете ли вы раскрыть тайну, зашифрованную в этом созвездии. Мы уверены, что вы не справитесь!»
В.д.о.: Ребята, вот это послание, давайте попробуем отгадать эти загадки.
Словесная игра «Цепочка загадок»
Задачи: развивать умение разгадывать загадки; воспитывать познавательный интерес, нравственные качества личности, умение работать в команде.
Самый первый в космосе Летел с огромной скоростью Отважный русский парень, Наш космонавт ... (Гагарин) На корабле воздушном, Космическом, послушном, Мы, обгоняя ветер, Несемся на... (ракете) Есть специальная труба, В ней Вселенная видна, Видят звезд калейдоскоп Астрономы в ... (телескоп) Посчитать совсем не просто Ночью в темном небе звезды. Знает все наперечет Звезды в небе ... (звездочет) Сверкая огромным хвостом в темноте, Несется среди ярких звезд в пустоте. Она не звезда, не планета, Загадка Вселенной — ... (комета)
Осколок от планеты Средь звезд несется где-то. Он много лет летит-летит, Космический ... (метеорит) Специальный космический есть аппарат, Сигналы на Землю он шлет всем подряд. Как одинокий таинственный путник, Летит по орбите искусственный ... (спутник) Освещает ночью путь, Звездам не дает заснуть. Пусть все спят, ей не до сна, В небе светит нам ... (Луна) Планета голубая, Любимая, родная, Она твоя, она моя, А называется... (Земля)
В небе виден желтый круг
И лучи, как нити.
Вертится Земля вокруг,
Словно на магните.
Хоть пока я и не стар,
Но уже ученый —
Знаю, то — не круг, а шар,
Сильно раскаленный.
(Солнце)
М.4
Сюрпризный момент «Появление звезды Солнце»
Звучит музыка и входит Солнце.
Задачи: уточнить представления детей о космическом пространстве; дать представление о солнце, как о звезде – источнике тепла.
Солнце: Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? (Да). Я рада вас видеть, вижу вы получили мое послание, справились со всеми заданиями и расшифровали созвездие, в котором была спрятана тайна. И я вам сейчас поведаю эту тайну. Ведает детям тайну звезд.
На небе ночью можно увидеть множество звезд. Все звезды объединены в группы. Каждая группа называется созвездием. Цвет звёзд зависит от их величины и температуры. Самые большие и горячие излучают голубоватый свет, а маленькие бывают белыми, желтыми, оранжевыми или красноватыми. Яркость звёзд зависит от удаленности их от Земли. Чем ближе звезда к Земле, тем ярче она кажется. А сейчас самая главная тайна. Я Солнце, - тоже звезда, и я самая близкая к Вашей планете. Солнце - это гигантский шар из раскалённых газов. Меня считают центром Солнечной системы, частью которой является и Земля. Я звезда, дающая жизнь, свет и тепло, пока не спрячусь за горизонтом, без меня на вашей планете будет темно и холодно.
А хотите зажечь свою звезду на небе? (ответы детей). Возьмите себе каждый наиболее понравившуюся звезду и расположите ее на звездном небе. Какая красота у нас получилась! Ребята, вы знаете, что у каждой звезды есть свое имя, давайте придумаем имена и ваши звездам! (ответы детей). Скажите ребята, как можно назвать скопление ваших звезд на небе? (созвездие). Давайте назовем это созвездие (ответы детей).
В.д.о.: Молодцы, вы настоящие космонавты и заслужили медали! (вручаются медали). Скажите, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?! (ответы детей). Ребята, нам с вами пора возвращаться в детский сад. К полету готовы? Давайте пройдем в ракету и проверим, работает ли двигатель и все системы?
Словесная игра «В полет»
Задачи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [р], [рь], [с], [ш], [ч] изолировано, в слоге, в словах.
В.д.о.: Готовы!? (да). Тогда отправляемся в полет.
В.д.о.: Проверить запас топлива – с-с-с-с
Д: Есть проверить запас топлива – с-с-с-с
В.д.о.: Пристегнуть ремни – ших-ших-ших!
Д: Есть пристегнуть ремни – ших-ших-ших!
В.д.о.: Запустить двигатели – р-р-р-р-р!
Д: Есть запустить двигатели – р-р-р-р!
В.д.о.: Включить контакты – чик-чик-чик!
Д: Есть включить контакты – чик-чик-чик!
М.2
В.д.о.: 5, 4, 3, 2, 1. Пуск!
Дети под музыку имитируют полет и выходят из зала.
свернуть