Программные задачи: формировать у воспитанников представления о доступных правилах пожарной безопасности, опасных предметах, номере телефона пожарной службы «101»; развивать умения самостоятельно принимать адекватные решения и чувство ответственности за свои поступки, способность совершать собственные умозаключения, различать предметы по признаку «горит - не горит», активизировать в речи детей употребление слов и понятий по данной теме, развивать логическое мышление и связную речь, внимание, слуховое восприятие и зрительно-моторную координацию, творческие способности; воспитывать ответственность за собственную безопасность и безопасность своих близких, желание быть осторожными с огнём.
Материалы и оборудование: аудиозаписи: «Динь-динь детский сад» (слова Е. Дониной, муз. Н. Скопец), «В гостях у сказки» (слова Юлия Кима, музыка Владимира Дашкевича), увертюра к кинофильму «Укращение огня» (композитор А.Петров), сказка-пьеса Кошкин дом (автор С.Я.Маршак. 1955г.), «Jingle Cats - Meowy Christmas 1994», «Песня Шапокляк» (слова Успенского Э., музыка Шаинского В.), музыка для эстафеты «Крейзи Фрог», бой курантов, звук поступления электронной почты, мелодия песни «Ты, да я, да мы с тобой» (музыка Шаинского В.), «Песенка о пожаре» (автор - Владимир Синенко, исполнитель - Театр песни ТАЛИСМАН), стихи о пожарной безопасности (авторы стихов: С. Маршак, А. Усачёв, В. Меркушева, Е. Гладкова, Т. Шорыгина, В. Кузьминов, Е. Устинова, Л. Ведерникова, Е.Харинская, Г.Шалаева, О.Журавлева, О.Емельянова), индивидуальные карточки с изображением телефона, цветные карандаши (желтый, зеленый, синий) по количеству детей, муляж коробки со спичками, «сказочные ворота» для выполнения ритуала входа в сказку, стойки с обручами и навязанными красными лентами для имитации костра, красные ленты по количеству детей, мешочки с песком, мяч, круги-сигналы красного и синего цвета по количеству детей, удостоверение юного пожарного для награждения по количеству детей, мультимедийная установка, музыкальная минисистема, мультимедийная презентация.
Предварительная работа: тематические беседы на тему: «Один дома», «Спички не тронь в спичках огонь!», «Средства пожаротушения», разучивание стихотворений по пожарной безопасности, танца огня, чтение произведений С.Я.Маршака «Кошкин дом», «Пожар», Е.Хоринской «Спичка-невеличка», просмотр мультфильмов на тему пожарной безопасности (Смешарики «Азбука безопасности», «Аркадий Паравозов», К. Чуковский «Путаница», С. Маршак «Кошкин дом»), просмотр диафильма произведения С.Я.Маршака «Пожар», прослушивание аудио сказки С.Маршака «Кошкин дом», игровые упражнения-тренинги «Запомни этот номер - «101», «Хорошо – плохо», «Примите вызов о пожаре», дидактические игры по пожарной безопасности (лото «Опасно-не опасно», «Лото безопасности», «Четвертый лишний», «Можно-нельзя», «Телефон спасения» и др.), игр – разминка «Это я, это я, это – все мои друзья!».
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель дошкольного образования (В.д.о.): Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть. Вы сегодня утром шли в детский сад, и конечно не предполагали, что наша встреча сегодня начнется с необычного вопроса. Давайте подумаем, от чего нам бывает хорошо и весело? (Ответы детей).
В.д.о.: (подводит итог) Я думаю потому, что мы живем на свете, потому что у нас есть мама и папа, потому что мы отмечаем праздники и дни рождения, потому что есть друзья, потому что мы нужны друг другу. В нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам улыбнуться друг другу и подарить окружающим хорошее настроение! Давайте протянем, друг другу ладошки – лучики и поделимся своим теплом и хорошим настроением.
Звучит аудиозапись «Вам поступила электронная почта». На экране появляется электронное письмо.
В.д.о.: Ребята, нам пришло письмо по электронной почте! (обращает внимание детей на экран). Давайте его прочтем. Вот послушайте:
«Внимание, внимание!
Читайте все! Случилась беда!
У МЕНЯ СГОРЕЛ ДОМ!
С уважением, тетя Кошка».
В.д.о.: Скажите, ребята, а из какого художественного произведения нам прислала весточку тетя Кошка? («Кошкин дом»). Как жалко тетю Кошку! Она бедная плачет и, наверное, ждет помощи! Почему же так случилось, как вы думаете? (ответы детей). Конечно, ребята, тетя Кошка нарушила правила пожарной безопасности. А как вы думаете, она нарочно это сделала? (Нет). Конечно, нет, так получилось у нее по незнанию. Я вам предлагаю сегодня разобрать этот случай, научиться нам и научить тетю Кошку правилам пожарной безопасности. Вы согласны? (Да!). Тогда я предлагаю вам отправиться в сказку.
Сказка, ребята – это особый удивительный мир, в котором возможны самые невероятные чудеса и превращения, мир в котором животные умеют разговаривать, а вещи обладают волшебной силой. Это мир, в котором живут и злые и добрые, и глупые и мудрые, грустные и веселые сказочные персонажи. В сказке случаются удивительные истории. Ребята, а какие волшебные предметы помогали сказочным героям путешествовать? (Ковер-самолет, сапоги-скороходы и т. д.).
Вот и мы с вами сегодня перенесемся в сказку с помощью одного из таких волшебных предметов «сказочных ворот». Я открою вам маленький секрет: это ворота в сказочный мир. Мы с вами друг за другом будем проходить через «сказочные ворота», при этом нужно будет два раза хлопнуть в ладоши и произнести слова: «Здравствуй, сказка».
Дети выполняют ритуал входа в сказку (звучит аудиозапись «В гостях у сказки» сл. Юлия Кима, муз. Владимира Дашкевича).
В.д.о.: Раз, два, три сказка двери отвари!
Звучит аудиозапись отрывка из аудио сказки С.Я.Маршака «Кошкин дом»
Бим-бом! Тили-бом!
На дворе — высокий дом.
Ставенки резные,
Окна расписные.
А на лестнице ковёр —
Шитый золотом узор.
По узорному ковру
Сходит кошка поутру.
У нее, у кошки, На ногах сапожки, На ногах сапожки, А в ушах сережки.
В.д.о.: Вот мы с вами и оказались в сказке! Как называется сказка в которую мы с вами попали?! («Кошкин дом»).
Звучит аудиозапись Jingle Cats - Meowy Christmas 1994
Воспитатель обращает внимание детей на пенек, на котором сидит тетя Кошка и плачет.
Тетя Кошка: Здравствуйте ребята!
В.д.о.: Здравствуйте, уважаемая тетя Кошка! Мы получили ваше сообщение, и пришли к вам на помощь. Расскажите, что же у вас случилось?!
Тетя Кошка: Слушайте, дети:
Жила-была я на свете,
Заморская, Ангорская. Жила я не так, как другие кошки: Спала не на рогожке, А в уютной спаленке, На кроватке маленькой, Укрывалась алым Теплым одеялом, И в подушке пуховой, Утопала головой.
Тили-тили-тили-бом! Был у меня новый роскошный дом. Ставенки резные, Окна расписные. А кругом - широкий двор, С четырех сторон забор.
Вот однажды гость пришел, Известный в городе козел, С женой, седой и строгой, Козою длиннорогой. Петух явился боевой, За ним пришла наседка, И в мягкой шали пуховой, Пришла свинья-соседка.
Василий-кот зажёг для нас
в столовой свечи, Да развел огонь в печи!
Не скоро проводила
Гостей я до ворот.
Словечко за словечком –
И снова разговор,
А дома перед печкой
Огонь прожег ковер.
Еще одно мгновенье –
И легкий огонек
Сосновые поленья
Окутал, обволок.
Взобрался по обоям,
Вскарабкался на стол
И разлетелся роем
Золотокрылых пчел.
С треском, щелканьем и громом
Встал огонь над новым домом,
Озирается кругом,
Машет красным рукавом.
(отрывок из сказки-пьесы «Кошкин дом», С.Я.Маршак)
Звучит аудиозапись увертюры из кинофильма «Укрощение огня», композитор А.Петров.
Дети выполняют танец ОГНЯ.
В.д.о.: Ой, беда, беда, беда
Вот и рухнул кошкин дом!
Погорел со всем добром!
Черный дым по ветру стелется, Плачет кошка-погорелица... Нет ни дома, ни двора, Ни подушки, ни ковра!
(отрывок из сказки-пьесы «Кошкин дом», С.Я.Маршак)
Сюрпризный момент. Звучит аудиозапись песня Шапокляк, автор текста (слов) Успенский Э., музыка Шаинского В.
Появляется старуха Шапокляк
Шапокляк (оглядываясь): Так, что такого сделать плохого? (осматривается, поднимает спичечный коробок, трясет.) О, спички, так-так-так. Сейчас костерчик разведу (пытается поджечь мусор).
Тетя Кошка: Ой, бабушка, что это вы делаете?!
Шапокляк (испуганно): Тьфу, напугала-то, что это ты кричишь? И я не бабушка, а гражданка Шапокляк! А вы, мадам, кто такая будете?
Тетя Кошка: Меня зовут тетя Кошка, и не останови я вас сейчас — не миновать пожара!
Шапокляк: Да ладно, пожара! Какой пожар из-за одной спички? А, я припомнила! Так это у вас дом сгорел?! А еще меня учит, как со спичками обращаться!
Тетя Кошка: Да, у меня сгорел дом, потому, что я не выполняла правила пожарной безопасности. Но сегодня ко мне в гости пришли ребята, чтобы рассказать об этих правилах. Вот послушайте, что может произойти всего из-за одной спички.
Ребенок: Ростом спичка — невеличка.
Не смотрите, что мала:
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
Что с огнем шутить нельзя!
Е.Харинская
Шапокляк: Ух, ты! А я и не знала, что эта спичка такая хулиганка. Теперь я поняла. Пожары очень опасны. При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди. Ребята, какие предметы могут привести к пожару? (Спички, зажигалки, свечка, печка…).
В.д.о.: Запомните ПРАВИЛО – самое главное – НЕ БАЛУЙСЯ ДОМА СО СПИЧКАМИ, ЗАЖИГАЛКАМИ И СВЕЧКАМИ. ЭТО ОДНА ИЗ ПРИЧИН ПОЖАРОВ.
Многие писатели пишут о том, что баловство с огнем может привести к пожару. Вот послушайте (обращает внимание детей на экран):
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
«Печку, Леночка, не тронь!
Жжется, Леночка, огонь!»
Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой,
В щелку красную глядит,
А в печи огонь гудит.
Приоткрыла дверцу Лена –
Соскочил огонь с полена.
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол.
Побежал по стульям с треском,
Вверх полез по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок.
С. Я. Маршак «Пожар»
Запомните, ребята ПРАВИЛО – В ДЕРЕВНЕ ИЛИ НА ДАЧЕ БЕЗ ВЗРОСЛЫХ НЕ ПОДХОДИТЕ К ПЕЧКЕ, И НЕ ОТКРЫВАЙТЕ ПЕЧНУЮ ДВЕРЦУ (ОТ ВЫСКОЧИВШЕГО УГОЛЬКА МОЖЕТ ЗАГОРЕТЬСЯ ДОМ). Как у тети Кошки.
Уточняющая беседа
В.д.о.: Ребята, у тети Кошки в ее доме перед печкой лежал ковер. Кошка пошла, провожать гостей, и топящаяся печь осталась без присмотра, дверка печки приоткрылась и на ковер выпал уголек, ковер загорелся, от чего и произошел пожар. Скажите, что неправильно сделала тетя Кошка в этом случае? (Ответы детей). Если имущество хочешь сберечь – не уходи, когда топится печь! Когда без присмотра оставлена печь – один уголек может дом ваш поджечь (подводит итог). Во-первых, НЕЛЬЗЯ БЫЛО ОСТАВЛЯТЬ БЕЗ ПРИСМОТРА ТОПЯЩУЮСЯ ПЕЧКУ, во-вторых, печка топилась с открытой дверкой, а правило пожарной безопасности гласит следующее - ЗАПРЕЩАЕТСЯ ТОПИТЬ ПЕЧЬ С ОТКРЫТОЙ ДВЕРКОЙ! Но здесь есть еще одно нарушение: как вы думаете, можно или нет класть ковер прямо перед печкой? (Ответы детей). Конечно, нет! Деревянные полы перед печкой покрывают листом железа или другими материалами, которые не горят. Давайте поможем тете Кошке, она, наверное, не знает, какие предметы горят, а какие не горят.
Игровое упражнение «Что горит, что не горит»
Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по два круга-сигнала: синий и красный. На экране последовательно демонстрируются картинки предметов, которые горят и не горят (вата, бумага, книги, гвозди, металл, ткань, шторы, одежда, снег, вода, дерево, камень, сухая трава, стекло). Дети глядя на картинку поднимают красный круг-сигнал, если этот предмет горит и быстро воспламеняется, а если предмет не горит, поднимают синий круг-сигнал.
В.д.о.: (подводит итог) Итак, давайте усвоим еще одно правило – ВЕЩИ ИЗ ГОРЯЩИХ МАТЕРИАЛОВ СЛЕДУЕТ РАЗМЕЩАТЬ ВДАЛЕКЕ ОТ ОГНЯ.
Дидактическая игра «Хорошо-плохо»
На экране последовательно демонстрируются иллюстрации, на которых отображены сюжеты с играми детей с различными предметами, задача детей определить хорошо или плохо поступают дети, а также пояснить, чем опасны их поступки. Дети громко топают ногами, если дети играют с предметами, которыми пользоваться детям самостоятельно нельзя, и громко хлопают в ладоши, если игры с предметами опасности не представляют.
Иллюстрация «мальчик трогает провод электрочайника мокрыми руками» - дети громко топают ногами, потому что нельзя трогать электрические провода, тем более мокрыми руками.
Аналогично выполняется игровое задание к каждой картинке.
В.д.о.: (подводит итог) Запомните, ребята, еще одно ПРАВИЛО – НЕ ВКЛЮЧАТЬ И НЕ ВЫКЛЮЧАТЬ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНО, НИЧЕГО НЕ СОВАТЬ В РОЗЕТКИ.
Тетя Кошка: Какие вы, ребята, молодцы – помогли мне сегодня разобраться, что ВЕЩИ ИЗ ГОРЯЩИХ МАТЕРИАЛОВ СЛЕДУЕТ РАЗМЕЩАТЬ ВДАЛЕКЕ ОТ ОГНЯ! Я постараюсь запомнить, какими предметами пользоваться детям запрещено, а с какими можно играть.
В.д.о.: Ребята, скажите, а что же нужно делать, увидев пожар?
Шапокляк: Спрятаться под кроватью, а то подумают, что это ты поджёг.
В.д.о.: Нет, уважаемая, Шапокляк, прятаться ни в коем случае нельзя, ПОТОМУ ЧТО МОЖНО ЗАДОХНУТЬСЯ ОТ ДЫМА!
Шапокляк: А, нельзя? Ну, тогда я буду помогать выносить ценные вещи: телевизор, компьютер, ковры, шубы...
В.д.о.: Да, нет же! Что это вы такое говорите! Ребята, что нужно сделать, если видите, что начался пожар? (Ответы детей).
В.д.о.: Конечно, нужно покинуть горящее помещение и сразу звать на помощь взрослых или позвонить по телефону 101: сказать, что горит, сообщить точный адрес и свою фамилию. Самое главное правило, ребята – при возникновении пожара нужно КАК МОЖНО СКОРЕЕ ПОКИНУТЬ ГОРЯЩЕЕ ПОМЕЩЕНИЕ, НЕЛЬЗЯ ПРЯТАТЬСЯ ПОД КРОВАТИ В ШКАФЫ, ПОТОМУ ЧТО МОЖНО ЗАДОХНУТЬСЯ ОТ ДЫМА.
Ребёнок: Ребята, помните о том,
Что нельзя шутить с огнём
Кто с огнём неосторожен,
У того пожар возможен.
Под кроватью не прячься – учти,
Что от огня просто так не уйти.
Не оставайся в квартире с огнем,
А выбирайся доступным путем:
Мокрым платком нос и рот завяжи,
К двери входной через дым поспеши,
Пожарным по номеру 101 позвони!
Г.Шалаева, О.Журавлева (передаланное)
Шапокляк: Какой номер простой: 101 (один – ноль – один)…..101….101….А давайте проверим, смогут ли дети правильно набрать номер?!
Графическое упражнение «Примите вызов»
Шапокляк: При пожаре как один набираем 101. Посмотрим, как же вы запомнили этот номер телефона! Ребята, подходите, номер правильно наберите! Ваша задача – закрасить нужные цифры на телефоне – номер, по которому примется вызов. Диспетчеры скажут «вызов принят» только в том случае, если цифры окажутся правильными.
В.д.о.: Первую цифру закрасьте – желтым карандашом, вторую цифру – зеленым карандашом, третью цифру – синим карандашом.
Дети выполняют задание на индивидуальных карточках.
В.д.о.: Молодцы ребята, проверьте себя (на слайде телефон с правильным набранным номером). Какой номер вы набрали?! (101).
Игра с мячом «Чем тушить пожар?»
Шапокляк: Давайте с вами поиграем, ребята!!! Знаете ли вы, что поможет тушению пожара: я буду называть вам слова и бросать мяч, а вы, поймав мяч, говорите «Да» если это средство поможет при тушении пожара, «Нет», если средство не относится к тушению пожара (Слова: Речка, пожарный водоем, пироги, блины, сапоги, ведро с водой, огнетушитель, лужа, песок, спички, порошок, бензин, керосин).
Шапокляк: Молодцы ребята! Скажите, а как называются люди, которые тушат пожар, спасают людей? (Пожарные).
Ребенок: Дым и огонь не к добру, так и знай,
Взрослых на помощь скорей призывай,
И в «101» поскорее звони:
Срочно пожарных! Помогут они!
В жаркий бой с огнем коварным
Не пойдешь без тренировки.
Тот, кто хочет быть пожарным,
Должен сильным быть и ловким.
Шапокляк: Покажите, какие вы сильные и ловкие и как вы сумеете потушить огонь! Для этого мы с вами разделимся на две команды: команда Кошки и команда Шапокляк и посоревнуемся в игре «Потуши огонь» (метание мешочков с песком в горизонтальную цель).
В.д.о.: Молодцы ребята! Вы как настоящие пожарные, ловкие и смелые!
Словесная игра «Это я, это я, это все мои друзья»
Шапокляк: А теперь посмотрим, хорошо ли вы усвоили правила пожарной безопасности (Обращается к детям). Вы все будете дружно отвечать на мои вопросы, произнося хором слова: «Это я, это я, это все мои друзья» там, где речь в стихотворении идет о вас. А ну, ребятки не зевайте, дружно хором отвечайте:
Кто, почуяв запах гари, сообщает о пожаре? (Это я...)
Кто, из вас заметив дым, набирает 101? (Это я...)
Кто из вас, почуяв дым, говорит: «Горим! Горим!» (Это я...)
Кто свечей не зажигает, и другим не разрешает? (Это я...)
Красный отблеск пробежал, кто со спичками играл? (Молчат.)
Дым, увидев, не зевая, кто пожарных вызывает? (Это я...)
Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем? (Молчат.)
Кто костры не поджигает и другим не разрешает? (Это я...)
Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички? (Это я...) Признавайтесь-ка мне в том, кто из вас шалит с огнем? (Молчат.)
Шапокляк: Молодцы, ребята правила пожарной безопасности вы знаете, и запомните что пожар это не случайность, а результат неправильного и не осторожного поведения.
Ребенок: Огонечек может скромный
За минуту стать огромным. Потому с огнем, друзья, Никогда играть нельзя.
Олеся Емельянова
Тетя Кошка: Спасибо Вам ребята большое за помощь. Тили – бом, тили – бом, будет безопасным мой новый дом! (Раздается бой курантов). Ой, ребята вам уже пора возвращаться в детский сад, а мне вместе с Шапокляк нужно скорее бежать и рассказать всем сказочным жителям о правилах пожарной безопасности, чтобы избежать беды!
Дети выполняют ритуал выхода из сказки: дети вместе с педагогом друг за другом проходят через «сказочные ворота», два раза хлопают в ладоши и произносят слова: «До свиданья, сказка» (звучит аудиозапись «В гостях у сказки» сл. Юлия Кима, муз. Владимира Дашкевича).
В.д.о.: Вот мы с вами и оказались в детском саду и наше путешествие закончилось! Вам понравилось наше путешествие? А что нового вы узнали? (дети перечисляют все увиденное и услышанное). А что для вас было самым сложным? Самым интересным? (ответы детей). Ребята вы хорошо потрудились и заслужили награду! Я вам вручаю настоящие удостоверения Юных пожарных. Правила, пожарные без запинки знайте, правила пожарные строго соблюдайте!
Звучит аудиозапись «Песенка о пожаре», автор Владимир Синенко, исполнитель театр песни ТАЛИСМАН.
(Вручение удостоверений).
ЛИТЕРАТУРА:
-
Давидович, А. Л. Дошкольникам о правилах безопасности: 4-5 лет : учеб. нагляд. Пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А. Л. Давидович, Н. В. Литвина, Е. И. Смолер. – Минск : Экоперспектива, 2017.
-
Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Нац. ин – т образования, 2016.
свернуть