Педагогический старт

Черных Татьяна Андреевна, воспитатель дошкольного образования (2021)

развернуть
Городской конкурс творческих работ «Педагогический старт – 2021»
Эссе «Профессия педагог. Взгляд со стороны школьной парты»
У каждого в жизни свое призвание, свой путь. Все свое сознательное детство я мечтала стать учителем.
Помню как вчера. Я еще совсем маленькая девочка с тоненькими белокурыми косичками и большими любознательными глазами представляю себя в роли учителя. Важной походкой в маминых туфлях на высоком каблуке, с толстым журналом под мышкой с указкой в руке захожу в комнату, мой импровизированный класс, где на меня смотрят мои куклы, плюшевые мишки и младшая сестренка, «мои ученики». Я тогда представляла себя взрослой, важной персоной, которую ученики должны безоговорочно слушаться и может быть даже бояться. И со словами: Так, дети тихо, у нас урок! Я начинала их «учить». Я была строгим учителем!...
И вот 1 сентября. Я иду в школу! Я первоклашка! Новое нарядное платье. Я такая красивая, с двумя огромными белоснежными бантами на голове, и букетом цветов. Я крепко сжимаю мамину руку, волнуюсь. Ведь сейчас я войду в класс и увижу своего первого в жизни учителя, строгого на высоких каблуках, с журналом под мышкой и указкой в руке.
Звенит звонок. Настоящий, а не игрушечный, как в детстве, неожиданно громкий и непривычный. Вслушиваясь в его отголоски, я стала пристально рассматривать учителя. Татьяна Анатольевна! А она совсем не такая, как я ее себе представляла, когда-то будучи маленькой девочкой. Первыми я почему-то заметила ее руки – без лака, колец – только тонкий ободок на правом безымянном пальце. Взгляд теплый, похож на мамин, в руках нет журнала и указки, да и высоких каблуков тоже нет. Она такая добрая, мягкая с удивительно ласковым строгим голосом. Я невольно заслушалась. Скажу по секрету, меня очень удивило, как один человек может столько много знать?! Учительница мне показалась будто игрушечной, напоминающей фею из сказки. Я ждала с нетерпением каждый урок. И каждый день я представляла, что, когда я вырасту я стану такой как она, тоже буду учителем, мягким, добрым, любящим своих учеников, а мои ученики будут любить и доверять мне.
Время бежит быстро, сменяя один жизненный виток на другой. Школьные годы быстротечны. И вот 1 сентября. Я вхожу в класс. Я Учитель!
Я вхожу в класс и ловлю на себе такие же заинтересованные взгляды детей, как когда-то… и словно дежавю, только по другую сторону парты, стоя у доски, я точно также рассматриваю своих учеников…пытливые глаза, такие разные, но все одинаково искренние и пугливые, наверное, от неизвестности. Я невольно ощущаю свою причастность к судьбе этих детей, свою полезность. Ведь многое сейчас зависит от меня…
Остался ли детский взгляд на педагога таким же как много лет назад?! Скорее да, чем нет! Ведь, что изменилось? Те же детские улыбки, милые «рожицы с косичками», «строгие влиятельные покровители» (рожицы с косичками называют их мамами и папами) страх и неуверенность перед неизвестностью, желание к познанию нового, дружба, доверие…Но!
Изменилось само общество, а школа – это прямое отражение общественных отношений. В современном мире появилась возможность открыто проявлять свое «отношение» к школьному учителю. Высказывать свое недовольство, критиковать подходы в обучении, навязывать методы работы с детьми, но это скорее исходит от «строгих влиятельных покровителей», которых называют мамами и папами, а не от самих детей. Думаю, нужно во что бы то ни стало вернуть доверие к учителю, да и к самой школе в целом. Личный успех просто необходимо сделать общим достижением. Наша школа должна закладывать коллективное начало личных успехов ребят. Место учителя в классе, и я в этом уверена, среди школьных парт, а не за отдельно возвышающемся столом над детьми. Здесь как бы так: не над, не рядом, а вместе. Тогда будет коллектив, команда и соответственно успех. И успех общий он самоценен. Я полагаю, что индивидуализм нужно минимизировать причем во всем. Ведь дети по-прежнему ждут от своих учителей понимания, тепла, доверия, принятия их такими какие они есть.
И сегодня, стоя по другую сторону школьной парты я бы хотела стать таким учителем, который не будет воспринимать своих учеников в основном как «двоечников», «троечников», «хорошистов» или «отличников». Я не хочу считать кого-то правильным, а кого-то нет. Современные дети ведь именно от таких стандартов восстают, они против таких оценок.
Находясь у истоков постижения моей новой профессии, я гордо произношу: Я Учитель! И хочу пройти этот путь вместе со своими учениками, хочу увидеть в их глазах искреннюю радость познания и отдать им частичку своей души. Именно тогда, я уверена, все получится.
Конечно, учитель мудрее, он старше, но он такой же человек, с жизненными удачами и неудачами, со своими горестями и радостями. Поверьте, каждый ребенок хочет быть с вами, быть вами любимым и самым лучшим. А искренне любит ребенок, только тогда, когда верит. Вот такая цепочка.
Взгляды ученика со стороны школьной парты ровно как учителя со стороны школьной доски должны стремиться к единству целей в постижении нового. Именно такой взгляд – это путь к совершенно новой, современной школе, в которой Вас встретит современный педагог, такой же добрый, с теплым взглядом, похожим на мамин, с удивительно ласковым строгим голосом…
свернуть

Марущак Марина Валерьевна, воспитатель дошкольного образования (2020)

развернуть
Городской конкурс творческих работ «Педагогический старт – 2020»
Эссе «Дистант – это формат образования, который нужен?»
Наступивший Новый 2020 год, пришел к нам с необычным так сказать «сюрпризом». Вирус, грипп, пандемия… Я, смотрела много новостей, и следила за происходящим в разных странах. Честно страшновато-то. Введение строгого карантина, удаленная работа, и конечно, дистанционное обучение. И это не кино, а современная реальность.
Честно говоря, я надеялась, что нас это обойдет стороной, но, к сожалению «не тут, то было». Спустя время и до нас дошел этот недуг. Когда «волна» пошла, многие организации переходили на удаленную работу, школы переходили на дистанционное обучение. Раньше, я считала, что дистанционное обучение это модно, современно, и ни особо отличается от традиционного обучения. Я и сама была одним из активных инициаторов внедрения в практику работы дистанционных форм обучения с детьми в нашем учреждении образования… Но в скором времени я поняла, что ошибалась. Дистанционно педагог, не может тебе дать тот поток знаний, который ты получаешь при живом общении с учителем в школе, занятия не так понятны, не так увлекательны… Да и ребенок не сможет дистанционно впитать электронный поток информации. Это не реально! И здесь, на мой взгляд, происходит как бы «подмена» педагога-профессионала на родительскую опеку. Рассказ педагога в сопровождении мимики, жестов, эмоций интонации не может передать даже самая современная техника, заглянув в глаза человека, многое становится понятнее. Если в течение урока что-то все-таки не понятно, какая-то тема не усвоена до конца, то живое общение позволяет подойти к учителю и уточнить нужную информацию здесь и сейчас, тогда как дистанционно такой вопрос задать не кому, либо ответа ждать слишком долго. Когда учитель вербально объясняет или рассказывает учебный материал это намного удобнее и понятнее, чем дистанционно ты дома сидишь за компьютером. И потом уход к полному дистанционному обучению как явлению и феномену образования на современном этапе, по моему мнению, ведет к нарушению вербализации общения, что собственно говоря, приводит к нарушению развития личности как индивида. Без «живого общения даже собаки и кошки дичают».
Я считаю, что дистанционное обучение не может принести никаких спелых и сочных плодов и достижений в учебе! Пообщавшись со многими моими коллегами, и узнав их мнение, я лишний раз убедилась – недостатков в дистанционном обучении все-таки больше. Нет!  Я не выступаю против дистанционного обучения, я за использование неких его элементов, то есть может быть целесообразнее взять в дополнение и помощь к традиционному обучению дистанционные формы… будь то тест, анкета, работа со словарем, контрольная работа и др. Но при этом познание нового материала должно быть построено только на живом диалоге, тем самым развивая критическое мышление подрастающего поколения. Электронный учитель – такого не должно быть и не может быть! На дистанционном обучении сложнее, не можешь сосредоточиться на чем-то одном, вокруг много раздражителей, постоянно отвлекаешься на всякие мелочи, и потом домашняя обстановка, чтобы не говорили, дезорганизует ученика, ну какая школа сидя дома перед ноутбуком с бутербродом и чашкой чая… В школе сама обстановка, класс, парта дисциплинирует и самоорганизует ребенка, да и психологически ты пришел и готов принимать знания. И конечно, сложнее понять задания и как их выполнять, а переспросить здесь и сейчас не у кого, а это еще больше раздражает… и получается не учение, а мучение… плюс нет постоянного общения со сверстниками, что тоже не очень хорошо влияет на организм ребенка и его адаптивные механизмы в современном обществе. Живое общение – это двигатель развития, а дистант искореняет само общение как явление. Сам факт нахождения ребенка в коллективе обучает и развивает, дети учатся чему-то хорошему от сверстников, и напротив плохие поступки сверстников анализируют и понимают, что их совершать, мягко говоря, нельзя.
Вот, например, моя дочь, посидев дома на «карантине», выполняя задания дистанционного характера, сказала: - «Я так соскучилась по общению с друзьями, я хочу встретиться с учителем, и времени на то, чтобы отдохнуть и погулять с друзьями совсем не остается, самостоятельное изучение нового материала, а затем выполнение домашнего задания забирает все свободное время в прямом смысле». И вот вопрос? Так такая форма обучения уменьшает поток затраченного времени или наоборот…Хороший вопрос?! Постоянное общение с гаджетом? А головной мозг?! Постоянное мерцание экрана?! Излучение, мелкий шрифт, напряжение глаз? Полезно ли ЭТО?  Нет, мое мнение никакого развития в этом нет! Не все дети хотят заниматься самообучением и это неоспоримый факт. В результате мы придем к тому, что успеваемость в погоне за саморазвитием придет к нулю и дезорганизации в обществе. Не упасть бы в будущем в пропасть дистанта... Есть о чем задуматься… и все-таки нельзя обойтись без реального здания школы и живого общения между педагогом и ребенком, ну совсем никак! И это мое мнение…
свернуть