Формирование основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников учреждения дошкольного образования в условиях межведомственного взаимодействия
Шиндюк М.В., заведующий
Анаприенко С.В., заместитель заведующего по основной деятельности
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы социального опыта ребенка. В связи с чем, важнейшим направлением социальной политики Республики Беларусь является сохранение жизни и укрепление здоровья детей. И на начальном этапе ключевая роль в этом, принадлежит учреждению дошкольного образования. Следует отметить, что пристальное внимание профилактической работе в данном направлении уделяется не только сферой образования, но и Министерством по чрезвычайным ситуациям, и Министерством внутренних дел (РОЧС, ОГАИ).
Ввиду актуальности проблемы формирования основ безопасности жизнедеятельности у подрастающего поколения, на наш взгляд, целесообразно объединить практическую составляющую профилактической работы в области формирования безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста посредством межведомственного взаимодействия учреждения дошкольного образования и других государственных заинтересованных ведомств (РОЧС, ОГАИ). Такое взаимодействие позволит обеспечить условия для повышения эффективности работы в данном направлении, сосредоточить и обогатить имеющиеся для этого кадровые и материальные ресурсы.
В Учебной программе дошкольного образования вопросы безопасности жизнедеятельности рассматриваются со второго года жизни. Образовательная работа с детьми осуществляется через игровую, физкультурно-оздоровительную, музыкальную, художественную, познавательную практическую деятельность, через общение. Проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности воспитанников закреплена пунктом 4 статьи 20 Кодекса Республики Беларусь об образовании, пунктом 1 статьи 31 закреплено право воспитанников на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса. Среди приоритетных направлений деятельности системы дошкольного образования, закрепленных инструктивно-методическими письмами Министерства образования Республики Беларусь к началу учебного года, доминирует задача по обеспечению безопасных и здоровьесберегающих условий в учреждениях образования, профилактике детского травматизма [1].
В настоящее время не существует алгоритма, определяющего последовательность межведомственного взаимодействия по проблеме формирования безопасности жизнедеятельности. Но в тоже время большинство учреждений дошкольного образования широко вводят в круг своей педагогической деятельности задачи по формированию безопасности жизнедеятельности у воспитанников совместно с РОЧС и ОГАИ. Следует отметить, что эффективность решения таких задач отдельной группой специалистов, обособленным ведомством значительно ниже возможных результатов командной работы. Ввиду чего объективной образовательной потребностью для нас выступила организация межведомственного взаимодействия, где ведущей педагогической идеей является объединение имеющихся ресурсов (образовательных, материально-технических, кадровых и др.), их взаимовыгодная интеграция в образовательную и профилактическую работу пересекающихся интересов учреждений различной ведомственной принадлежности при достижении общей цели. При этом интенсивно осуществляется обогащение содержательных компонентов деятельности, согласование эффективных условий, включающих взаимовыгодный интерес, совместный выбор направлений деятельности.
Организационно-управленческая технологичность (обратная связь; информационный обмен; согласованность интересов и деятельности по функциям, времени, пространстве; специфика взаимодействия и др.) процесса взаимодействия позволяет участникам осуществлять обмен методическими продуктами, совершенствовать качество образовательного процесса и общую результативность совместной деятельности. Кроме того, такое сотрудничество позволяет более мобильно, целенаправленно обмениваться опытом, обусловленным практикой функционирования каждого ведомства в отдельности, обеспечивая естественный профессиональный рост кадровых ресурсов.
Для построения эффективного взаимодействия с заинтересованными ведомствами (РОЧС, ОГАИ) нами были обозначены условия, определяющие содержание планирования совместной работы (нормативные правовые, материально-технические, организационно-методические, мотивационные). В основе межведомственного взаимодействия лежит соглашение, которое является локальным нормативным документом и подписывается всеми его участниками.
В совместный план работы мы включили следующие направления деятельности: организационно-методическая работа, мероприятия по профилактике детского травматизма, работа с педагогическими работниками, воспитательная и профилактическая работа с детьми, профилактическая работа с семьей.
В нашем учреждении дошкольного образования проводится систематическая работа по наполнению и обогащению развивающей предметно-пространственной среды, создан дидактический центр «Учимся вместе жить безопасно», электронный методический уголок.
Профилактическая работа с семьей разнообразна (акции, тематические встречи, семейные педсоветы с участием сотрудников РОЧС и ОГАИ, совместные рейды «Безопасность в каждый дом», фестивали детско-родительского творчества, онлайн-консультирование и др.). Ежеквартально на Интернет-сайте размещается журнал для законных представителей воспитанников «Палитра безопасности». Данный ресурс позволяет нетрадиционной формой изложения консультационного материала заинтересовать родительскую общественность и привлечь внимание к проблемам воспитания безопасности жизнедеятельности у подрастающего поколения.
Ежегодно, подводя общий итог совместной профилактической работы под эгидой «Безопасное детство», нами организуется Флэш-моб с участием всех субъектов взаимодействия в триаде «педагог-семья-социальный партнер».
Межведомственное взаимодействие для нас – это в первую очередь сложившаяся модель работы по созданию безопасных условий пребывания воспитанников, высокий уровень и содержательное наполнение воспитательной и профилактической работы, многочисленные реализуемые акции и проекты социально-профилактической направленности, отлаженная система работы с законными представителями, анонсирование мероприятий в СМИ, организованное целенаправленное практико-ориентированное взаимодействие с социальными партнерами.
Список использованных источников
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2021/2022 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью».
- Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: Нац. Ин-т образования, 2019. – 480 с.
свернуть