Актуальность опыта
Сохранение и поддержание здоровья человека является приоритетным направлением государственной политики. Не только дети, но и взрослые имеют очень низкий уровень культуры здоровья.
Проблема формирования основ культуры питания очень актуальна в современных условиях и останется актуальной ни один десяток лет. В настоящее время подрастающее поколение отличается слабым здоровьем: каждый третий ребёнок страдает каким-либо хроническим заболеванием. Лидирующее место в ряду патологий в течение 10-15 лет занимают болезни пищеварения (53 %).
В последние годы наблюдается тенденция к тому, что дети в детском саду и дома отказываются от многих полезных и вкусных блюд. При этом у значительной части детей старшего дошкольного возраста можно отметить стойкое снижение аппетита в целом, а у другой части детей проявляется повышенный аппетит, приводящий к избыточной массе тела. Эти обстоятельства нельзя считать удовлетворительными, так как при этом нарушаются принципы рационального детского питания. С учетом того, что у современных детей имеются вкусовые пристрастия к продуктам с избытком углеводов, консервантов, можно предположить, что у детей среднего дошкольного возраста не сформирована компетентность правильного здорового питания. В число важных факторов, влияющих на улучшение здоровья детей, входит правильное питание, на котором базируется здоровье человека.
Перенасыщение рынка чипсами, сникерсами, чупа-чупсами, неконтролируемым потоком агрессивной рекламы данных продуктов, формирует у детей искаженные взгляды на питание с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни. Семейные традиции зачастую также не способствуют формированию его правильных стереотипов.
Для проверки этого предположения я задала детям несколько вопросов. Более половины детей в группе сказали, что в основном родители готовят дома кашу, борщ, жареную картошку, варят яйца. К сожалению, очень мало родители готовят овощных блюд и практически не готовят творожные и крупяные запеканки.
Неотъемлемой частью рационального питания является культура питания, имеющая самое непосредственное отношение к усвоению пищи и медико-биологическим эффектам, которые зависят не только от поступающей в организм пищи, её ассортимента и биологической ценности, но и от условий, в которых она употребляется. Учёными-физиологами давно доказано, что даже чисто внешняя сторона (оформление блюда, сервировка стола) имеет исключительно большое значение. Дошкольный возраст сопровождается интенсивным ростом организма, бурным течением обменных процессов, развитием и совершенствованием функций многих органов и систем, что требует достаточного поступления качественных пищевых веществ. Кроме того, модель пищевого поведения также формируется в дошкольном возрасте. Очевидно, формирование основ культуры питания детей обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим воздействием взрослого на ребёнка, широким спектром педагогических средств и приёмов. В каждом социальном слое общества во все времена были свои традиции культуры питания, поведения за столом, приёма гостей, которые свято соблюдались и отслеживались окружающим обществом. В наше время ушли не только старые отжившие традиции, но и в целом снизилась культура питания.
Вероятно, такому положению дел есть свои логические объяснения. Сегодня культура питания, непосредственно связанная с упрощением бытового уклада в семье, диктует свои нормы этикетного поведения. И всё же этикетные основы культуры питания остаются актуальными всегда, даже в эпоху фастфуда, микроволновых печей и одноразовой посуды и отсутствия семейных ужинов.
Большинство родителей уповают на организацию питания в детском саду, при этом, не особенно утруждая себя организацией питания своих детей дома, несмотря на ежедневные рекомендации воспитателей детского сада.
Таким образом, комплексное изучение данной темы, выявило неутешительные результаты и подтвердило её актуальность.
Цель опыта: формирование основ культуры питания воспитанников 4–5 лет в разных видах деятельности.
Задачи опыта
проанализировать теоретические основы формирования культуры питания у воспитанников;
пополнить предметную развивающую среду, способствующую формированию основ культуры питания у воспитанников 4 – 5 лет;
разработать конспект занятия по формированию основ культуры питания у воспитанников 4 – 5 лет
разработать тематическую неделю по формированию основ культуры питания у воспитанников 4 – 5 лет;
подобрать и применить в практике работы эффективные формы, методы и приёмы по формированию основ культуры питания у воспитанников 4 – 5 лет;
активизировать работу с родителями в области формирования культуры питания у воспитанников 4 – 5 лет.
Длительность работы
Работа над опытом проводилась в период с мая 2019 года по май 2020 года в группе среднего дошкольного возраста на базе ГУО «Ясли-сад № 2 г. Минска».
Всю деятельность в процессе опыта можно разделить на три этапа:
подготовительный: май 2019 г. – август 2019 г.;
практический: сентябрь 2019 г. – апрель 2020 г.;
обобщающий: май 2020 г.
Описание технологии опыта
Ведущая идея опыта
Расширение представлений воспитанников среднего дошкольного возраста об основах культуры питания, как важных факторах в сохранении здоровья, через регламентированную и нерегламентированную деятельность.
Описание сути опыта
В своей работе я опиралась на нормативные правовые документы, в том числе Учебную программу дошкольного образования. В содержании образовательной области «Ребёнок и общество», компонентом которой является «Культура здоровья», предусматривается формирование и развитие представлений о полезности продуктов питания, навыков культурного поведения за столом, защиты от микробов, а также выполнение обязанностей дежурного по столовой [1, с. 208, с. 216].
При изучении методической литературы я обратила внимание на то, что в статье Макеевой А. Г. « Формирование основ культуры питания у детей дошкольного возраста», раскрываются основные принципы правильного питания и формирования основ культуры питания у воспитанников [7, с. 42].
В статье Борисовой Т. Н. «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через воспитание культуры здорового питания», автор рассказывает о проекте «Здоровое питание – здоровые мы», который помогает воспитывать у детей правильные привычки, культурные традиции питания, формировать вкусовые пристрастия, стереотипы пищевого поведения. Описываются формы работы с детьми [3, с. 39].
Анализируя научную и методическую литературу, изучив опыт педагогов-практиков по проблеме формирования основ культуры питания, свою работу я начала с пополнения развивающей предметно-игровой среды по культуре питания. С учётом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста, в группе был оснащён уголок дежурства, где я сосредоточила весь основной материал, обеспечивающий непрерывный процесс формирования основ культуры питания: расположила схему дежурства; алгоритм сервировки стола; плакаты «Правила поведения за столом», «Правила пользования столовыми приборами». Также все необходимые атрибуты для сервировки стола – салфетницы, хлебницы, тканевые салфетки; родителями были сшиты красивые фартуки с косынками для дежурных.
Также был оборудован и оснащён уголок здорового питания, который бы способствовал познавательному развитию ребёнка, формированию, обогащению и закреплению его представлений о продуктах питания. В уголке здорового питания расположили дидактические, сюжетно-ролевые и настольно-печатные игры; настольный театр; иллюстрации, художественную литературу, журналы, подборки тематических картинок, раскраски «Фрукты» и «Овощи», трафареты, наборы открыток с разнообразными блюдами, инсталляции, детские рисунки. Здесь же поставили куклу Поварёнок.
В оснащении уголка здорового питания активными помощниками были родители, которые оказывали помощь в изготовлении атрибутов. Оформленный уголок способствовал систематизации представлений детей о культуре питания. При оборудовании уголка мною учитывались требования безопасности для жизни и здоровья детей, доступности, эстетичности.
В образовательном процессе приоритет отдавала таким формам работы, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка. Работу с детьми я проводила в специально организованной и нерегламентированной деятельности.
Формирование культурно-гигиенических требований начала ещё в младшей группе, потому что у малышей активно формируются и закрепляются навыки и привычки. Своих воспитанников приучала спокойно сидеть за столом, умело пользоваться салфеткой, жевать с закрытым ртом, не разговаривать во время еды, благодарить за еду и спокойно выходить из-за стола, правильно пользоваться столовой и чайной ложкой, вилкой. На занятиях формировала первичные представления о полезности пищи.
На практическом этапе своей педагогической деятельности было проведено занятие: «Здоровое питание», которое способствовало решению поставленных задач и затрагивало принципы культуры питания. К детям приходил сказочный герой: Айболит. Формирование культуры питания располагает и знакомство ребенка с народными традициями белоруской кухни. Проведённые мною занятия, такие как: «Накроем на стол», «Белорусская кухня» помогли объяснить детям преимущества народной кухни, обеспечить усвоение традиций в области культуры питания.
Большое внимание уделяла игровым приемам. В гости к детям приходили герои знаменитых сказок, рассказов, мультфильмов – Хрюша, Нюша и др. Так при изучении темы «Молочные продукты» к детям приходил котик Мурлыка, «Вредные и полезные продукты питания» - Винни Пух, «Вкусные истории» - кукла Поварёнок. Эти персонажи обращались к воспитанникам за помощью и сами учили полезному.
При планировании нерегламентированной деятельности учитывала условия, так как именно окружающая предметно-развивающая среда оказывает большое влияние на познавательную активность ребёнка. Но больших успехов в работе с воспитанниками можно достичь, опираясь только на ведущую деятельность – игру.
Особое внимание в работе по формированию культуры питания я уделила дидактическим играм. Дидактические (обучающие) игры позволяют самостоятельно действовать в определенной ситуации, делать собственные открытия. Они создают условия для развития мыслительных операций, решения логических задач, приобретения опыта мыслительной деятельности. Развивают произвольную сферу, учат преодолевать трудности в решении поставленных задач. Активизируют творческую и познавательную деятельность. Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Таким образом, дидактическая игра может помочь формированию у детей основ правильного питания: взаимосвязи питания и здоровья, поможет сориентироваться в многообразии продуктов, нормах и правилах поведения за столом. Я использовала в своей работе с воспитанниками разнообразные дидактические игры: «Угадай по запаху и вкусу», где по запаху и вкусу дети отгадывают продукты питания; «Чудесный мешочек», в которой необходимо, не подсматривая, определить наощупь, какой овощ или фрукт лежит в мешочке; «Угадай и ответь» - узнать наощупь, какая крупа находится в мешочках; «Сварим суп» - выбрать, из каких предложенных продуктов можно сварить суп.
Так же предлагала детям словесные дидактические игры: «Вредно - полезно» (кубик) - это дидактическая игра, где ребенку предлагается назвать полезный или вредный продукт в зависимости от того какая плоскость кубика ему выпадет и объяснить, в чем их польза, а в чем вред. Игра «Я знаю», где ребята сидят в кругу и передавая друг другу микрофон создают цепочку слов. Например: первый игрок: «Я знаю много фруктов: яблоко». Второй игрок повторяет фразу и продолжает ее: «Я знаю много фруктов: яблоко и груша». Третий строит цепочку дальше: «Я знаю много фруктов: яблоко, груша и слива». Задача – продолжить цепочку и ничего не перепутать; «Будь внимателен» - необходимо хлопнуть в ладоши, услышав подходящее или лишнее слово.
Дети с удовольствием играли в сюжетно-ролевые игры «Магазин продуктов», «Ждем гостей», «Веселый повар», «День рождения куклы Алисы», «Семейный ужин». Сюжетно-ролевые игры отражают взаимоотношения людей, показывая глубину проникновения детей в смыслы этих отношений. Выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности. Игры помогли отработать полученные навыки сервировки стола, правила поведения, закрепляли знания о полезных продуктах. Дети в играх опирались на свой опыт, традиции семей.
Очень понравились детям игры с мячом: "Раз, два, три, не зевай, быстро блюдо называй". Бросая мяч с произнесением названия продукта, задача вернуть мяч и сказать, какое блюдо можно из этого продукта приготовить. Например, манная крупа, творог, молоко, яйца, соль, яблоко, лук, сметана, банан, мука, рис, мясо). «Скажи наоборот» (кислый-сладкий, холодный-горячий и т.д.). «Назови ласково» (яблоко – яблочко, салат – салатик и т д.).
Ребята очень увлечённо играли и в настольно-печатные игры: «Что лишнее?», предлагаются карточки с изображением продуктов, которые необходимо использовать для приготовления того или иного блюда. Задача ребенка определить какой продукт лишний и закрыть его; «Магазин» предполагает разложить карточки с изображение продуктов питания по разным отделам магазина; «Полезно-вредно» - здесь ребятам необходимо помочь герою узнать о вредных и полезных продуктах. С помощью кубика дети передвигают свои фишки по игровому полю, и определяют на полезном или вредном продукте они остановились. Если это полезно, разрешается сделать еще один шаг вперед, если вредно – то дети отступают на один шаг назад. Кто быстрее доберется до финиша.
С воспитанниками проводила беседы «Как ты относишься к газированным напиткам?», «У меня болит живот», «Почему нельзя спешить во время еды?», «Не мешай соседу за столом», «Как есть хлеб?», «Правила поведения за столом», «Что любят и не любят кушать зубы?». Решали проблемные вопросы: «Можно ли заходить в транспорт с мороженым?», «Что делать, когда тебе не вкусно?».
Старалась каждый день находить слова, вызывающие интерес к еде, используя художественное слово: «Будь культурным за столом, рот протри не рукавом, разговоров не веди, жуй подольше, не спеши!». Мои рассказы были краткими, простыми, яркими, например: «Сегодня мы узнали, как вы подросли, а ведь это молоко (кефир, творог, рыба) помогло вам»; «На занятии по физкультуре вы бегали очень быстро – это всё овсяная каша, которую вы съели на завтрак». Использовала секреты-загадки: «Кто выпьет молоко, я скажу по секрету, как звали корову, которая дала нам его». Во время приема пищи следила, чтобы воспитанники соблюдали правила поведения за столом: локти на стол не класть, сидеть прямо, пищу пережевывать тщательно, правильно пользоваться столовыми приборами.
Немаловажным фактором, способствующим повышению аппетита, является создание оптимальных условий. Неоспоримо доказано влияние музыки на ее усвоение пищи, поэтому во время обеда мои дети слушали «Маленькую ночную серенаду» Моцарта или «Вальс цветов» Чайковского.
Большой интерес воспитанников вызвала познавательная практическая деятельность, которая помогает пробудить умственные способности детей, ввести их в мир познания окружающего мира, дает детям представление о различных сторонах изучаемого объекта. Дети были очень увлечены превращением молока в простоквашу, а затем и в творог; наблюдали за разрезанным яблоком, исследовали «волшебный порошок» - крахмал. Проводила с воспитанниками интересные наблюдения и сравнения: «Можно ли есть суп вилкой? », «Режут ли кашу ножом? », «Какая ложка лучше?».
У ребят в процессе трудовой деятельности возник вопрос: «А можно ли самим вырастить здоровую и полезную пищу?». И мы вместе организовали «Витаминный огород». Посадили луковицы репчатого лука и семена огурцов «Родничок». Наблюдали за ростом растений, поливали, рыхлили. После пересадили на огород. Собрали урожай и дети получили ответ на свой вопрос.
Проведенные опыты и эксперименты были захватывающими и интересными, помогли детям узнать много нового, проявляя самостоятельность, творческий подход и ответственность.
Эффективной формой, ярким и впечатляющим моментом стала экскурсия. Формируя представления о необходимости уважительно относиться к труду повара, я организовала экскурсию на кухню, где воспитанники познакомились с традиционной кухней, а также узнали, что все блюда приготовлены из полезных продуктов. Повара детского сада показали детям, как правильно сервировать стол, и предложили самим поучаствовать в сервировке, так же показали мастер-класс по приготовлению вкусного и полезного овощного салата.
Одной из важных форм привития основ культуры питания является выполнение обязанностей дежурного по столовой. Во время дежурства по столовой дети помогали помощнику воспитателя накрывать на столы, закрепляя ранее полученные знания по сервировке, соблюдению гигиенических требований. Накрывая на столы, делался акцент на разницу в сервировке в зависимости от количества блюд, подаваемых на завтрак, обед, полдник, ужин. Если дети затруднялись, я обращала внимание на схемы. По окончании работы, дежурные проверяли правильность сервировки стола, анализировали допущенные ошибки.
Большое значение для прочного и успешного освоения знаний воспитанников имеет театральная и художественно-речевая деятельность. Читая детям художественные произведения, решаю сразу несколько важных обучающих и воспитательных задач: обогатить словарный запас детей по теме, приобщить к фольклору, привлечь внимание быть вежливыми, гостеприимными, воспитать культуру поведения за столом, развить кругозор. Очень интересными и познавательными для детей оказались сказки Л. Лопатиной, М. Скребцовой «Сказочный справочник здоровья», где фрукты, ягоды, овощи и злаки в занимательных и добрых сюжетах рассказывают о своих целебных и питательных свойствах, пробуждают интерес к здоровой пище, воспитывают стремление заботиться о своем здоровье. Слушая стихи Г. Шалаевой «Сиди спокойно за столом», «Умей есть не спеша и аккуратно», «Умей пользоваться столовыми приборами» дети обсуждали правила поведения во время еды. Читали художественную литературу: Ю.Тувим «Овощи», русскую народную сказку «Вершки и корешки», Д.Родари «Приключения Чиполино». Демонстрируя сценку «Спор овощей», воспитанники развивали творческие способности, дети узнали о пользе овощей и их значении для человека. Использовала пословицы и поговорки, которые затрагивают принципы правильного питания. Пословица «Щи да каша – пища наша» подчёркивает важность рационального питания, ежедневного употребления первых блюд и питательных злаков.
Для формирования навыков правильного и безопасного питания, ознакомления со свойствами продуктов, мною были подобраны познавательные мультфильмы: «Пчелка Умняша» (серия «Полезные и вредные продукты»), «Фиксики» (серии «Витамины», «Микробы», «Взбитые сливки»). Работу по просмотру мультфильмов строила по принципу сочетания наглядного материала и беседы. Создавала проблемную ситуацию, например: «Как сделать масло?» или «Что будет, если есть много сладостей?», далее шел просмотр мультфильма. Следующий этап – беседа, обсуждение, подведение итогов. Очень интересными и познавательными для детей оказались вопросы и не менее удивительные ответы о питании человека. Зачем человек ест? Сколько соли в нашей пище? Когда появился йогурт? и другие из книги Г.В. Трофимова «Здоровье на тарелке». В период подготовки к завтраку, обеду и ужину также использовала небольшие четверостишия, потешки, считалки, пальчиковые игры о продуктах питания, о разных блюдах.
Использовала в работе с детьми и метод проектов. Создание мини-музея «Хлеб – всему голова» стало значимым и интересным событием для моих воспитанников, который помог усилить представления о ценности хлеба, как полезного и необходимого продукта питания, о том, сколько затрачено тяжёлого труда многих людей, чтобы хлеб пришёл к нам на стол. Дети рассматривали злаки и продукцию, которая из них производится, сравнивали, делали выводы, знакомились с профессиями хлебороба, пекаря, мукомола, занимались экспериментальной деятельностью.
Навыки воспитанников становятся прочными, если они постоянно закрепляются в разных ситуациях. Кроме этого очень важно сотрудничество в выполнение единства требований со стороны взрослых, как в учреждении образования, так и дома. Поэтому одним из важных моментов являлось вовлечение родителей в реализуемый процесс. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, во многих семьях нарушен режим питания, питание однообразно, неумеренно. Чтобы повысить уровень знаний родителей в области здорового питания, сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, я использовала различные формы и методы работы с семьей.
Для просвещения законных представителей воспитанников я регулярно проводила консультационную работу. Тематика используемых мной консультаций была разнообразной и содержала актуальную информацию («Игры по кулинарии», «Рациональное и полноценное питание», «Витамины на столе», «Этикет»). Данная работа способствовала проявлению интереса родителей к теме и желанию принять участие в создании дидактических материалов для формирования основ культуры питания.
Проводила конференция для родителей, на которой медсестра Ю.Л. Кольцова рассказала о необходимости формирования навыков здорового питания в семье и убедила родителей, что здоровье ребенка напрямую зависит от того, что он ест. Активно родители и дети участвовали в конкурсах «Укрась кашу», «Придумай рекламу для любимого овоща».
Использование информационно-коммуникационных технологий (сайт дошкольного учреждения, сотовая связь) помогло мне повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать мою деятельность.
Домашнее питание должно дополнять рацион учреждения дошкольного питания. С этой целью в приёмном помещении вывешивается меню на каждый день. Рекомендуется для домашних ужинов использовать продукты, которые ребенок в этот день в учреждении дошкольного образования не получал.
Результативность и эффективность опыта
Результатом проведенной работы:
1. У воспитанников сформирована потребность в здоровом питании и здоровом образе жизни.
2. Сформированы знания о пользе витаминов, находящихся в продуктах.
3. Развито чувство ответственности за свое здоровье.
4. Дети научились выбирать полезные продукты.
5. Усовершенствовались навыки сервировки стола.
6. Развито бережное отношение к народным традициям питания.
7. Повысился уровень компетентности и заинтересованности родителей в вопросах здорового питания в семье.
8. Сформированы основные понятия рационального питания.
Таким образом, проанализировав опыт своей работы, я пришла к выводу, что полученные результаты свидетельствуют о результативности и эффективности проведенной работы по формированию основ правильного питания и культуры приема пищи у детей средней группы дошкольного возраста.
Заключение
Дошкольный возраст – самый благоприятный для воспитания у детей правильных привычек, для усвоения культурных традиций питания, формирования вкусовых пристрастий, стереотипов пищевого поведения.
Планомерная и систематическая деятельность, направленная на формирование основ культуры питания, является важным условием подготовки ребёнка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Важно серьезно задуматься о правильно организованном питании и помнить о том, что с раннего детства у ребенка необходимо воспитывать культуру питания.
В дальнейшем я планирую продолжить работу с воспитанниками в данном направлении, пополнить уголок здорового питания новыми атрибутами, играми, а также сделать электронную картотеку игр.
Опыт может быть использован педагогами учреждений дошкольного образования, независимо от их опыта работы.
Список использованной литературы:
1. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: Нац. ин-т образования, 2019. – 479 с.
2. Дубинина Д. М. Мир вокруг меня : учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с рус. яз. обучения / Д. Н. Дубинина. - 2-е изд., расш. - Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 144 с.
3. Борисова Т. Н. Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через воспитание культуры здорового питания / Т. Н. Борисова // Дошкольная педагогика. – 2016 – № 2. – с. 39-43.
4. Галенко С. Н. Азбука здоровья малыша: справочный материал для организации валеологической работы в дошкольном образовательном учреждении / С. Н. Галенко, Н. В. Зайцева. – Мозырь: Содействие; 2008. – 100 с.
5. Котляр З. Н. Секреты волшебника этикета и его друзей / З. Н. Катляр. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2003. – 137 с.
6. Ксенда О. Г. Организация сотрудничества детского сада и семьи /сост. О.Г. Ксенда. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006. – 92с.
7. Макеева А. Г. Формирование основ культуры питания у дошкольников / А. Г. Макеева // Детский сад: теория и практика. – 2014 – №8. – с. 22 – 28.
8. Поздеева Т. В. Уроки нравственности: учеб.-нагляд. пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т.В. Поздеева. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 200 с.
9. Скребцова О. Е. Детям о здоровье и безопасности: сб. темат. материалов по ознакомлению с окружающим миром дошкольников / О. Е. Скребцова, Г. В. Трафимова. – Минск: Нар. Асвета, 2012. – 176с.
10. Хрестоматия для дошкольников: в 4 ч. / сост.: А. И. Саченко, Л. А. Саченко. - Минск: ИВЦ Минфина, 2006 - 211 с.
11. Дошкольникам о культуре питания: практ. пособие в помощь воспитателям учреждений дошкольного образования / сост. Н. Г. Болбат; ГУО «Мин. Обл. ин-т развития образования». – Минск: Мин. Обл. ИРО, 2014. – 60 с.
12. Ладутъко Л. К. Ребенок познает рукотворный мир: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. - Минск: Зорны верасень, 2008. – 376 с.
13. Ладутько Л. К. Ребенок познает рукотворный мир : учеб.- нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. – Минск: Зорны верасень, 2008. – 98 с.
свернуть